
На скриншоте яндекс-карта одного из кварталов Петербурга в типичном для него спальном районе – Ржевке-Пороховых. Расстояние между перекрестками – 454 м. и 675 м. Голубыми кружочками отмечены продуктовые магазины. На этом маленьком клочке земли расположено больше двадцати продуктовых магазинов. Например, Пятерочки расположены так, что в какую бы сторону ты ни пошел, через 100-200 метров окажешься у входа в этот магазин. Естественно, продуктовыми магазинами дело не ограничивается. Здесь и ТЦ «Июнь», и смотрящий на него через дорогу «Окей», и множество магазинов с разной всячиной.
Несмотря на такое обилие магазинов, здесь продолжают открывать новые, и не только открывать, а строить новые здания для торговых центров (например, то, что на картинке ниже).

Возникает вопрос: неужели нам нужно столько магазинов?
Когда я впервые побывал в Голландии двадцать лет назад, меня удивило то, как мало магазинов на этой родине капитализма. Продуктовый магазин обычно один на большую округу, промтоварных магазинов еще меньше и закрываются они в пять вечера. Вообще, если посмотреть яндекс-карты, легко увидеть отличие наших крупных городов от крупных городов Запада в количестве магазинов на гектар земли.
Естественно, возникает вопрос, о чем говорит такое обилие магазинов, особенно если сравнить с безмагазинным Западом.
Одна из причин достаточно очевидна. У нас сравнительно мало развита онлайн-торговля. За многими вещами, которые легко покупаются через интернет, люди по старинке предпочитают идти в магазин.
Менее очевидна другая причина – на стыке нашей бытовой культуры и уровня развития специализации и рыночной экономики. Для людей магазины – это место отдыха и еще одной работы.
Действительно, хождение по магазинам у нас – основная форма проведения досуга. Закончился рабочий день, пора отдохнуть – чем занять небольшой интервал между вечерним часом пик и отбоем? Времени немного, но какая-то часть его обязательно будет проведена в магазине. Выходные, праздники – то же самое. Если зайти в любой крупный магазин – на кассах обязательно очереди. Неудивительно, что магазины открываются один за другим. Наша культура проведения досуга делает этот бизнес прибыльным, несмотря на острую конкуренцию.
Люди ходят по магазинам, потому что другие формы досуга остаются сравнительно мало распространены. Что делать в нерабочее время? Можно пообщаться с родными или друзьями, сходить в фитнес-зал или в ресторан. Насчет последнего, типичный европейский город в исторической части заставлен столами и стульями, и все они заняты, по крайней мере, в теплую погоду (как в центре Копенгагена на фото ниже).

У нас центр занят припаркованными машинами, мест, где можно посидеть, немного, а внутри пусто. Здесь как раз приложим известный принцип «спрос рождает предложение»: спроса на рестораны особо нет, разве что посидеть где-то, зайдя в торговый центр. Таким образом, вакуум в нерабочее время, не занятый общением, спортом и разнообразными хобби, заполняется магазинами. Кстати, интересно, что магазин занял то место в проведении времени, которое раньше занимала церковь. Поэтому если раньше в Москве было сорок сороков церквей, сейчас там куда больше чем сорок сороков магазинов.
Магазин – это и место работы. У нас пока сравнительно слабо развито разделение труда. В чем смысл рыночной экономики? Каждый специализируется в узкой области, чтобы получить от других, таких же специалистов, все ему необходимое в обмен на результаты своего труда. Должен ли мужчина сам ремонтировать сантехнику у себя в квартире? Согласно традиционному стереотипу – а на что еще мужик в доме. Но это нерыночное мышление. Если этот мужик занимается программированием и зарабатывает сто долларов в час, ему лучше провести лишний час за работой, а смеситель тем временем поставит сантехник за 10-20 долларов. На выходе и смеситель поставлен, и лишние 80-90 долларов в кармане. Значит, традиционный мужской идеал идет вразрез с традиционной мужской мечтой стать богатым.
С магазинами та же логика. Ходить за покупками – это работа, и если человек эту работу выполняет помимо основной работы, значит он работает на двух работах, а работа на двух работах – признак личной неэффективности. Ведь выгоднее развить свое конкурентное преимущество в одной области и, сконцентрировавшись на ней, зарабатывать больше в единицу времени. В такой работе как трата денег в магазине тоже можно специализироваться, добиваясь большей эффективности, если занимаешься только этим. Поэтому если нанять человека, который будет ходить в магазин, а высвободившееся время вложить в свою основную работу, отдача будет больше, чем если заниматься и тем, и другим. Как в примере с программистом.
В развитых рыночных экономиках это давно поняли. Рабочее время полностью посвящено работе, а нерабочее – полноценному досугу, никакой полуработы-полдосуга. Этим, в том числе, объясняется то, что там так мало магазинов, а в магазинах так мало покупателей.
Не так давно Ростелеком сделал огромные инвестиции, оснастив весь город таксофонами. Это было сделано прямо накануне революции сотовой связи. Она была еще сравнительно дорогой, но нетрудно было предвидеть ее скорое удешевление: пользоваться этим видом связи очень удобно, поэтому ее интенсивно развивают, чтобы сделать общедоступной и на этом заработать. Это было будущее, видное невооруженным глазом.
То же самое сейчас происходит со строительством новых торговых точек. Большинство разумных западных стереотипов поведения рано или поздно добирается и до нас. Это касается и традиции ходить по магазинам. Люди все больше будут видеть, что своим временем можно распоряжаться более рационально, извлекая из него больше успеха, удовлетворения и удовольствия. Тогда в магазинах можно будет увидеть лишь тех, кто таким образом зарабатывает. Не будет необходимости в таком количестве разнообразных торговых точек. И значит, все то, что в таком количестве строят сегодня, нужно будет либо переориентировать на другие цели, либо сносить. В контексте развития рынка, бытовой культуры и онлайн-торговли, это то будущее, в котором мы уже начали жить.