Александр Скоробогатов (skorobogatov) wrote,
Александр Скоробогатов
skorobogatov

Categories:

Состояние души в фильмах прошлого и настоящего: веселье на лесоповале и депрессия в Москва-Сити



«Почему раньше при тяжелой жизни люди были веселые, а теперь все наоборот?» – спросил меня сегодня сын за завтраком, когда мы в качестве фона включили предложенный Ютубом фильм «Девчата». И действительно, люди там работают на лесоповале – на работах, куда обычно сгоняли заключенных, – единственным поощрением за тяжелую работу является портрет на доске почета, суровый климат, крайне скудная жизнь, почти ничего своего, но при этом – песни, пляски, все всем довольны и не представляют себе лучшей жизни.

Противоположный пример – новый сериал «Псих», завершающийся картинкой с главным героем в шикарной квартире, залитой кровью из вскрытых им вен.

Интересный парадокс – можно себя чувствовать великолепно в самых убогих условиях и не хотеть жить, когда «все есть».

Насколько я могу судить по собственному опыту, фильмы отражали состояние души советских людей. Никогда в своей жизни я больше не видел, чтобы люди так веселились по поводу и без повода, как мои родители с родственниками и соседями. На столе дешевый портвейн, ломти хлеба и нарезанная колбаса за два двадцать, а возле стола пляшут, взявшись за руки, – в открытую дверь входят соседи и без слов присоединяются к хороводу. И это в позднем СССР, а в 50-е и 60-е градус веселья был таким, что для нас теперь рассказы пожилых родственников о тех временах звучат, как сказания о средневековых пирах.

Дело не ограничивается советской культурой. На Западе то же самое – рок-н-ролл в 50-е, Beatles в 60-е, движение хиппи передают настроения свободы, открытости, дружбы, предвкушения чего-то большого.

Затем западные общества становятся богаче и богаче, а их культура – все менее и менее радостной: хард-рок 70-х уже не такой веселый, как традиционный ритм-энд-блюз; 80-е – пост-панк, новая волна и треш-метал; 90-е – гранж, брит-поп, дум- и готик-метал. Вся эта (крутая, кстати) музыка уже не о полноте жизни, а об унынии, агрессии и отсутствии будущего.

Та же история с кино. Что у нас, что на Западе теперь надо как следует постараться, чтобы найти фильм, повышающий настроение. Даже в жанре комедии, если зритель и смеется, то смеется не вместе с героем, а над ним, в то время как самому герою не смешно, когда его кидают, предают или выставляют на посмешище.

Отрицательная корреляция между счастьем и достатком видна не только во времени, но и в пространстве, если судить по небогатым, но счастливым странам. И в отдельных выдающихся культурных явлениях. К таковым можно отнести нашу классическую литературу. Ведь ее великие, но крайне депрессивные, произведения были созданы дворянами, которые поколение за поколением вели праздный образ жизни, будучи полностью избавлены от всяких земных забот.

И с религией та же история. Высокоразвитый античный мир породил философию скепсиса и равнодушия, а темные века Средневековья не знали другой культуры кроме христианства, обещающего вечное блаженство. Новое время отмечено непрерывным ростом качества жизни параллельно со снижающейся религиозностью, вытесняемой безрадостными атеистическими картинами мира.

Чем можно объяснить такую взаимосвязь между внешним благополучием и уровнем счастья?

Первое, на что следует обратить внимание, – наличие необходимости выживать. Если пропитание не гарантировано, требуется энергия, чтобы выжить. Ее черпают в мыслях, содержащихся в жизнеутверждающей культуре. Если люди впустят в свое сознание негативные мысли, у них опустятся руки и они умрут с голоду.

При высоком же уровне развития, когда уже не нужно бороться за выживание, можно позволить себе роскошь поваляться в депрессии и, при наличии склонности к творчеству, – передать это настроение другим. Производительность труда так высока, что даже если работают немногие, они смогут прокормить остальную часть общества, пребывающего в состоянии мировой скорби.

Надо, однако, признать, что депрессия – это не только предмет роскоши, которым некоторые с удовольствием пользуются, подобно другим благам цивилизации. Это еще и побочный эффект благополучия, которого большинство желало бы избежать. Чтобы быть в тонусе, нужно иметь цель и каждодневно работать над ее достижением. Если физическое существование человеку не гарантировано, цель очевидна; когда же такая очевидная цель достигнута, возникают трудности с целеполаганием – человек начинает «искать себя», мечется в сомнениях и пребывает в праздности. Последняя же, будучи «матерью всех пороков» порождает, помимо прочего, уныние и апатию.

Понятно, поэтому, почему так популярен нынче различный экстрим с риском для жизни: люди пытаются вернуть условия жизни, когда за нее нужно бороться, и вместе с ним чувство полноты жизни. Вот только вопрос, нужна ли тогда цивилизация, обеспечивающая человеку ленивое существование, если для обретения счастья ему нужны борьба и упорный труд.



Мой Телеграм-канал
Tags: СМИ, западная культура, психология успеха, фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 163 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →